предыдущая
выход следующая

Рецензия на "Слепи свою Маску"

    Премьера спектакля Сергея Зуева "Слепи свою маску" памяти Анатолия Крупнова состоялась 27 февраля (в этот день исполнился год со дня смерти Анатолия) в Театре киноактера, точнее, в небольшой каморке, называющейся "Малым залом". Чтобы зрители не заблудились, их в нужном направлении ориентировали специальные регулировщики. Постановку посетили Сергей Воронов (X-Roudz), Валерий Лысенко ("Мистер Твистер") и др. Директор группы "Черный обелиск" Александр Юрасов только на премьере впервые увидел, что за спектакль получился +у гг. Зуева и Демченко. Как рассказал Александр корреспонденту InterMedia, "с этими людьми он никогда не будет не только разговаривать, но даже и здороваться", поскольку сценический результат заметно отличался от обещаний режиссера Зуева и продюсера Демченко. По словам г-на Юрасова, Сергей Зуев еще в октябре прошлого года пришел к нему с идеей возродить "Контрабас" в память об Анатолии Крупнове. Связавшись с мамой Анатолия и его вдовой Алиной, директор "Черного обелиска" дал согласие и даже помогал этой постановке (Сергей Зуев был близким другом Анатолия Крупнова, и ни у кого не возникало мысли, что он может спекулировать на его имени). "Они били себя кулаком в грудь: "Мы не можем сделать плохо!" - негодовал Александр. Были выдвинуты два условия: на сцене не должно быть человека с инструментом (в первой редакции Анатолий Крупнов присутствовал на сцене с бас-гитарой и в финале играл соло), и в спектакле должна звучать музыка Крупнова. Кроме того, в новом варианте к "Контрабасу" планировалось добавить второе отделение по рассказу Хулио Кортасара "Преследователь" о судьбе саксофониста Чарльза Паркера. Г-н Юрасов посоветовал попробовать в качестве композитора второй части саксофониста "Неприкасаемых" Алексея Ермолина и предоставил режиссеру пленки с записью басовых партий Анатолия Крупнова, на основе которых Ермолин должен был озвучить первое отделение. Со студией, где можно было осуществить это технически, также договорился Александр Юрасов. Однако перед спектаклем стали происходить странные вещи. Г-на Юрасова под разными малоубедительными предлогами не пустили ни на один прогон. "Там будет супер", - обещал Сергей Зуев, рассказывая о предстоящем распиливании контрабаса и участии в постановке целого симфонического оркестра. Генеральная репетиция была намечена на 12.00 27 февраля. Естественно, Александр Юрасов не мог присутствовать на ней, так как с утра вместе с родными Толи отправился помянуть его на кладбище.

    В итоге новая редакция спектакля оказалась очень скоротечной - менее часа. О Кортасаре забыли напрочь, да и первое отделение заметно урезали. Надо ли говорить, что ни распиливания контрабаса, ни симфонического оркестра публике не показали. В ожидании начала журналисты развлекались поиском в двуязычной программке спектакля грамматических ошибок. Таковых оказалось 48. Об Анатолии Крупнове напоминали несколько фотографий на стене и сообщение в программке, где в англоязычной части среди прочего указывалось, что он был "в числе лучших бас-гитар страны".

    В спектакле заняты трое: Владислав Демченко (Он), Сергей Зуев (Музыкант) и Наташа Райкова (Девочка) - двое последних не произносят во время действия ни одного слова (г-н Зуев один раз пронзительно свистит). На пресс-конференции Сергей Зуев подчеркивал, что ни о какой замене Крупнова в роли музыканта речи быть не может: "Я там просто хожу по сцене, что-то делаю". Живую бас-гитару Анатолия заменяет фонограмма, явно сыгранная не на басовом инструменте, а на клавишных. "Музыки Крупнова там нет, и Ермолин тоже ничего не делал. Я не знаю, какой лабух слепил ту фонограмму, которая звучит в спектакле", - заявил Александр Юрасов. Г-н Зуев загадочно бродит по сцене, принимая различные неудобные позы, сутулится, подает Ему фрак, кормит Его фруктами и все молчит. В первой версии Крупнов играл музыканта, а Демченко озвучивал его внутренний голос. В финале происходила подмена, и с инструментом оказывался уже Влад. Роль г-на Зуева в новой постановке не понятна: возможно, что он всю дорогу импровизирует, однако сверхзадача и вообще хоть какой-то смысл его пребывания на сцене, похоже, ясен только ему самому.

    Солирует в спектакле Владислав Демченко, заметно переигрывая. Он - служащий госоркестра, третий контрабас. Инструмент стал смыслом его жизни. Интонация его реплик меняется от ровно-нудной, когда он принимается читать лекцию об истории своего самого неудобного и неграциозного инструмента, до истеричной, когда он орет о своей ненависти к контрабасу. Герою Демченко 35 лет. Он понимает, что стал заложником контрабаса и госоркестра заодно. В такие минуты Он делает попытки вырваться. Решает влюбиться и решает, что уже влюблен в молодую певицу Сару. Она в оркестре новенькая и еще ни разу не обратила внимание на третий контрабас. Он понимает, что и не обратит, потому что Его инструмент нелеп, неудобен, некрасив. Моцарт не написал ни одного соло для контрабаса, и зрительского внимания контрабасисту достается неизмеримо меньше, чем даже литаврам, к которым герой по ходу действия проникается особой неприязнью. Но что обращать на это внимание, Моцарт вообще был масон, Бах - протестант, а Вагнер - неприятный человек. А контрабас - свой, привычный, живой, хотя и неказистый. С ним можно поговорить, о нем нельзя не заботиться. Он отдал контрабасу свое пальто, сам заболел гриппом, но капризный инструмент в том концерте звучал как надо. Контрабас подгребает под себя все, от него невозможно избавиться, даже заперев в ванной. Никто не становится контрабасистом по собственному желанию. За каждым контрабасом стоит человек с изломаной судьбой и, пожалуй, поздно и невозможно уже что-то менять. Он, в отличие от многих, не считает себя непризнанным гением и удовольствуется службой в госоркестре. От служащих других специальностей контрабасист отличается только тем, что он делает свою работу во фраке.

    Спектакль заканчивается фразой: "Когда Шуберту было столько лет, сколько мне, он уже три года как умер". Как сказал Сергей Зуев, смерть Анатолия Крупнова, не дожившего до 32-х, добавила в эти слова еще один мистический подтекст. Тем не менее к крупновскому "Контрабасу" создатели "Слепи свою маску" не добавили ничего - декорации остались прежними, и музыкальная фонограмма, как отмечалось выше, не отличалась высоким качеством и художественной ценностью. "Самое обидное, что кинули друзья, - поведал корреспонденту InterMedia Александр Юрасов, - человек, который восемь лет был ближайшим другом Толика (имеется в виду Зуев), умудрился так насрать родным и близким Крупнова, показав "Контрабас" в кастрированном виде. Я жалею, что пустил дело на самотек, доверившись высоким понятиям - дружба, творчество, театр. Они показали себя жалкими, ничтожными людьми". Остается добавить, что режиссер Сергей Зуев, вышедший на следующий спектакль 28 февраля абсолютно пьяным, занял позицию художника Остапа Бендера после создания знаменитого "Сеятеля": "Я так вижу этот спектакль!". Он, как и актер Демченко, пребывает в уверенности, что сделал гениальный спектакль, а нечестные поступки, которыми сопровождалась постановка, и оскорбленная память о Крупнове тут вовсе как бы и ни при чем.

предыдущая
выход следующая
Используются технологии uCoz